СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»
8-017-202-04-01 (городской)
8-029-899-04-01 (МТС) с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.
звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…
У Вас проблемы в семье или на работе?
Вам грустно или одиноко?
Вам трудно общаться со своим ребёнком?
Вы испытываете боль, обиду, разочарование?
Некому рассказать о своих переживаниях?
Вы потеряли близкого человека?
Вас бросили?
Вам страшно?
Вас избили или изнасиловали?
Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?
Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!
помощь оказывается бесплатно и анонимно
без ограничений по возрасту, полу, национальности, месту жительства, состоянию здоровья, сексуальной ориентации
круглосуточно без выходных
ПОМНИТЕ : МЫ С ВАМИ!
Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома
УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»
Куда обратиться за помощью, если страдаете от домашнего насилия, если вам не с кем поговорить, о том, что для вас важно, как поступить в трудной ситуации,
обращайтесь за помощью и советом
Республиканская телефонная детская линия помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической поддержке
(8-801-100-16-11
Круглосуточный телефон
экстренной психологической помощи для детей и подростков
((017) 246-03-03
«Телефон доверия»
ГУ «Копыльский территориальный центр социального обслуживания населения»
РАБОТА " КРИЗИСНОЙ КОМНАТЫ" - (51-3-46),(51-4-00)
«Телефон доверия»
ГУО «Социально-педагогический центр Копыльского района»
(20-0-96
(Понедельник-пятница с 15.00 до 17.00)
Копыльский РОВД
(25-1-90;55-5-28;55-1-47
УЗ «Копыльская ЦРБ»
(54-4-65;54-1-45)
https://yadi.sk/i/URJ3FiecSjsXNA
Приложение 4
И. Н. Григович
Синдром жестокого обращения с детьми. Общие вопросы и физическое насилие.
Учебное пособие для студентов и врачей. (Глава вторая. Печатается без изменений)
Физическое насилие над ребенком
Физическое насилие над ребенком может вызывать различные виды повреждений:
повреждение наружных покровов - кровоподтеки, ссадины, царапины, укусы;
- ' термические повреждения;
черепно-мозговая травма;
травмы внутренних органов;
повреждение зубов, других органов ротовой полости;
повреждения глаз.
Общие принципы выявления физического насилия.
Любое повреждение у ребенка может быть вызвано насильственной или случайной травмой. Одной из основных задач врача, осматривающего ребенка, является умение отличить насильственную травму от случайной. С пострадавшим от насилия может встретиться врач любой специальности, а не только травматолог или хирург. Поэтому знания основных различий несчастного случая от умышленного травмирования должны быть знакомы каждому медицинскому работнику.
Правильный сбор анамнеза у самого пострадавшего (если позволяет возраст и состояние), его родственников и ухаживающего персонала в ближайшие часы после травмы чрезвычайно важен, так как по прошествии нескольких дней ответы на вопросы могут оказаться приспособленными к той легенде, которой будут придерживаться виновные в травме.
Такое же важное значение имеет первичный объективный осмотр как самого ребенка, так и дома, в котором произошла травма, если врач был вызван к этому ребенку домой.
При опросе необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства и подробности:
- Какие события предшествовали травме: семейный скандал, смена испачканной одежды у ребенка, кормление, купание и др.
- Кто был рядом с ребенком в момент травмы: родители, братья, сестры, ухаживающий персонал, знакомые.
- Когда (часы, минуты) и как произошло повреждение. Когда его заметили. Какими симптомами оно проявилось вначале и какие симптомы и в какой последовательности появились.
- Каков характер ребенка (беспокойный, вялый, упрямый, капризный), каковы взаимоотношения ребенка с близкими и ухаживающим персоналом.
- Какова была реакция близких и ухаживающих за ребенком людей на травму. Насколько быстро обратились за медицинской помощью. Пытались ли сами оказать первую помощь, и в чем она заключалась.
- Какой у ребенка медицинский анамнез: имелись ли в прошлом заметные травмы, судорожные припадки, рвота, эпизоды нарушения дыхания. Как протекала беременность, роды. Прививался ли своевременно, получал ли хороший уход и насколько регулярно осмафивался медицинским персоналом.
- Соответствует ли физическое и психическое развитие ребенка, с точки зрения семьи, его возрасту.
- В тех случаях, когда ребенок умеет говорить, его необходимо расспросить о том, что произошло, и кто нанес ему травму. Его версия должна найти отражение в медицинском документе.
- Если в семье есть другие дети, то их также необходимо спросить о том, что они видели. Их рассказ или жестикуляция, с помощью которой они представляют случившееся, должны быть отмечены в карте.
Семейно-социальный анамнез
- Каков состав семьи. Кто живет в этой квартире, и какие между ними отношения. Кто из родственников, не проживающих с этой семьей, или друзей, членов семьи участвует в жизни этой семьи.
- Имеются ли в семье социальные раздражители: бедность, безработица, конфликты с законом, семейные скандалы, злоупотребления алкоголем, наркотиками, развод, обращения за защитой членов семьи в правоохранительные органы.
- Какой собственный опыт имели родители ребенка или ухаживающие за ним лица в детстве в вопросах физического и сексуального насилия.
3. Какие дисциплинарные воздействия используют родители при воспитании ребенка.
Обследование окружающей ребенка обстановки
В обязанности врача или медицинской сестры не входит специальное обследование окружающей ребенка обстановки. Тем не менее, врач или сестра могут оказаться в доме пострадавшего ребенка в результате вызова или патронажного визита. В случае подозрения на жестокое обращение выявление некоторых деталей домашней обстановки может оказать существенную помощь при дальнейшем расследовании обстоятельств получения травмы. Так, при обнаружении у ребенка ожогов, полученных, со слов
родителей, из-за случайно открытого ребенком крана с горячей водой, следует оценить, может ли ребенок самостоятельно дотянуться до крана и открыть его и насколько горячая вода поступает из крана. При падении с кровати или дивана важно измерить высоту от пола до поверхности кровати (дивана), имелся ли на полу ковер или пол был без покрытия. Очевидцев следует подробно расспросить и попросить их показать на конкретных предметах, как произошли падение ребенка или другая травма.
Все это обследование и расспросы должны проводиться в очень деликатной форме, без демонстрации своих подозрений в насилии над ребенком и без обвинения окружающих в жестоком обращении, так как может оказаться, что травма случайная или повреждение было нанесено другим человеком.
Объективное исследование ребенка
Правила педиатрической пропедевтики требуют, чтобы ребенок, независимо от характера заболевания и возраста, был осмотрен полностью. Несоблюдение этого правила является источником многих диагностических врачебных ошибок. Особенно этим грешат "узкие" специалисты. При обращении ребенка с любым повреждением насильственную этиологию травмы можно исключить только после полного и тщательного осмотра пострадавшего. Признаки физической травмы, даже если это повреждение глаза, лица, черепно-мозговая травма или перелом руки, не исключают сексуального насилия или запущенности, так как по разным причина?.! история получения травмы, как об этом было сказано ранее, может оказаться ложной.
Следующие компоненты физического обследования должны быть выполнены обязательно:
- Параметры роста, веса, окружности головы должны быть определены и внесены в историю болезни не столько для диагностики, сколько с целью оценки физического развития ребенка, так как отставание в этих показателях - одно из косвенных свидетельств запущенности и, следовательно, определенной вероятности в получении насильственной травмы. Любое отставание в физическом развитии может указывать на какое-либо хроническое заболевание, предрасполагающее к несчастному случаю.
- Подробный осмотр наружных покровов и слизистых позволяет выявить кровоподтеки, ссадины, царапины, следы укусов и ожогов. Все они должны быть измерены, подробно описаны и при возможности сфотографированы. При осмотре волосистой части головы обращают внимание на участки облысения и их форму. Тщательно раздвигая волосы, осматривают кожу головы для выявления кровоподтеков, других свежих повреждений
и посттравматических рубцов. Необходимо осмотреть зубы, внутреннюю поверхность губ, язык, слизистую глаз, ушные раковины. Найденные там повреждения также должны быть измерены и подробно описаны.
- Осмотр наружных гениталий, промежности и анальной области проводится всем травмированным детям, независимо от пола и возраста. При наличии в названных зонах кровоподтеков, ссадин, царапин или выделений из влагалища или прямой кишки обязательно и сразу же такого ребенка показывают специалисту (гинекологу, проктологу) и судебно-медицинскому эксперту. Он обязан взять выделения для исследования. :
- Физическое обследование груди и живота проводится обязательно, так как их повреждения возможны при жестоком обращении. Выявление какой-либо патологии при таком осмотре требует проведения дополнительных методов обследования.
- При возникшем при осмотре подозрении на насильственную травму другие дети данной семьи также должны быть осмотрены.
При опросе и осмотре пострадавшего ребенка и членов его семьи обращается внимание на ряд обстоятельств, усиливающих подозрение на жестокое обращение:
Несоответствие тяжести травмы и обстоятельств, при которых она была получена.
Нечеткие и противоречивые объяснения обстоятельств получения травмы.
Позднее обращение за медицинской помощью.
Следы травм различной давности.
Симметричность повреждений.
" Наличие повреждений, типичных по форме, локализации для травм в связи с жестоким обращением.
Приложение 5 ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
"Спустя сто лет уже не будет иметь никакого значения то, какой у меня был автомобиль, в каком доме я жил, сколько денег у меня было или как выглядела моя одежда. Но возможно, этот мир станет чуточку лучше благодаря тому, что я был важным человеком в жизни одного ребенка".
Неизвестный автор
- Дорожите доверием и любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.
- Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.
- Слушайте ребенка сердцем - это самое чуткое, что у вас есть.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.
- Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
- Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.
- Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.
- Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.
- Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.
- Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.
- Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.
- Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
- Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает,
- Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.
- Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.
- Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.
- Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете -одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.
- Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
- Если ребенок проявляет чувства - не хвалите и не ругайте его за это.Этим вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
- Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним об этом наедине.
Приложение б
АНКЕТА
1.Отметь свой пол:
а) мужской
2. Возраст
3. Приходилось ли тебе убегать из дома?
а) да б) нет
Если "да", укажи, пожалуйста, причину
1). Случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания?
а) да____________ б) нет
12. Приходилось ли тебе терпеть унижения, оскорбления, издевательства состороны сверстников?
а) да б) нет
в) иногда
13. Считаешь ли ты это:
а) насилием
б) обычной школьной жизнью
4. Какие наказания чаще всего к тебе применяют родители?
а)физичеекие б) моральные
5. Применяют ли родители к тебе физические наказания?
а) да б) нет
в) иногда___________________
6. За что тебя чаще всего наказывают?
7. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
а) всегда справедливо в) чаще несправедливо
б) чаще справедливо г) всегда несправедливо
8. Считаешь ли ты наказание насилием по отношению к себе?
а) да б) нет
9. Случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
а) да б) нет
в)иногда _________
10. Считаешь ли ты это:
14. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
а) да б) нет
15. Если "да", то где это происходило
16. Какого рода насилие ты испыты-вал(а) по отношению к себе:
а) физическое б) психическое
в) сексуальное___ г) не испытывал(а)
17. Попадал(а) ли ты в ситуации, когда испытывал(а) угрозу сексуального насилия?
а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить
18, Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?
а) обида е) страх
б) гнев ж) желание отвежп. тем же
в)жеяаниеисчему1ь з) ненависть
г)тоска д)безразличие
19. В помощи каких специалистов ты
нуждаешься?____________
а) насилием
б) воспитательными мерамиПриложение 7
1. Ваш род занятий (педагог, социальный педагог, психолог и т.д.):
2. Насколько остро, по Вашему мнению, в нашей республике стоит проблема насилия
над детьми:
2.1. физического______________ 2.2. психического___
23. сексуального______________ 2.4. пренебрежительного отношения
2.5. коммерческой, сексуальной эксплуатации___________
3. Из каких источников, как правило, к Вам поступает информация
о случаях насилия над детьми?
4. Кем, в известных Вам случаях, было совершено насилие над ребенком?
- отцом 4.4. знакомыми
- матерью 4.5. незнакомыми
4.3. родственниками
4.6. _____
5. Ваши действия после поступления информации о случаях насилия над детьми:
6. На сколько, по Вашему мнению, соответствует действительности существующая информация по проблеме насилия над детьми у нас в республике?
- соответствует
- близка к действительности
- не соответствует
7. Как Вы считаете, существует ли в республике система выявления случаев насилия над детьми?
8. Ваши предложения по разработке такой системы
9. Какую помощь Вы хотели бы получить для более эффективной работы по проблеме предотвращения насилия над детьми?
Приложение 8
Возраст_______________ Поя__
Насилие это —...
Я думаю, что наказание это —...
Я знаю такие виды наказаний:...
Мои родители меня любят, поэтому они ...
Иногда меня родители бьют за...
Когда я плохо себя веду, родители говорят, что я...
Самые плохие слова, которыми меня называли:
Самые хорошие слова, которые я слышал о себе:
В заключении мне хотелось бы добавить...
Приложение 9
ИНСТРУКЦИЯ: закончи, пожалуйста, следующие предложения
1.Когда я вырасту...__________________________________
2.Самый счастливый человек в нашей семье это...
З.Я хочу, чтобы моя мама….
4.Я боюсь..._________
5.Мое любимое занятие
6.Я хочу, чтобы мой папа..._
7.Мне хотелось бы быть похожим (ей) на …
8.Я думаю, что наказание - это...
Больше всего я не люблю, когда...
Ю.Мне кажется, что красота - это...
11.Меня заставляют ..._______
12.Я мечтаю...______________
Фамилия, имя_____________________ Возраст