Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как не стать жертвой киберпреступников

Дата: 24 февраля 2021 в 08:37
Автор: Титова Я. Е.

Как не стать жертвой киберпреступников, продавая старые вещи на Kufar.by.

Часто многие из нас сталкиваются в жизни с вопросом: «Что делать со старой ненужной мне вещью?». Самый известный и распространенный вариант – это сфотографировать вещь, добавить описание и выставить объявление о продаже на онлайн ярмарке. Наиболее распространенной и популярной в Республике Беларусь интернет-площадкой по продаже поддержанных вещей является сайт «Kufar.by».

В последнее время пользователи этого ресурса становятся жертвами киберпреступников и лишаются всех своих сбережений. После размещения объявления о продаже старой вещи с «продавцом» связывается злоумышленник под видом покупателя. Как правило, общение ведется с помощью Интернет мессенджеров «Viber», «WhatsApp», «Telegram», которыми мы привыкли пользоваться в своей повседневной жизни из-за своей удобности в использовании, обширными возможностями в передаче данных и практически бесплатным пользованием. Для злоумышленника эти приложения единственный способ общения с потенциальной жертвой, а также удобное средство передачи фишинговых страниц и сымитированных с помощью фотошопа документов и квитков любой службы доставки.

Рассмотрим один из способов совершения хищений с использованием интернет-площадки «Куфар».

Злоумышленник связывается с продавцом через приложение, интересуется вещью и адресом нахождения этой вещи. Далее договаривается с жертвой о способе отправки и оплаты товара, и, не рассматривая предложения и пожелания продавца, отправляет ему ссылку с якобы уже проведенной оплатой через одну из служб доставки, в том числе службу доставки самого сайта Куфар. Продавцу остается всего лишь перейти по ссылке и забрать свои деньги, введя реквизиты своей банковской карты. На самом деле это ссылка фишинговой страницы - заранее подготовленная преступником страница, оформленная в точности как сайт службы доставки. С помощью этой страницы преступник получает реквизиты банковской карты своей жертвы, а затем использует их для хищения всех имеющихся на этой карте денег. Единственное, как сразу отличить поддельную страницу от страницы оригинального сайта – проверить сведения в адресной строке, оригинального сайта. Если присмотреться и детально сравнить сведения адресной строки фишинговой страницы с содержанием адресной строки оригинального сайта, можно увидеть недостающие либо лишние символы, а также замену одного или нескольких символов на другие. Например, злоумышленник предлагает воспользоваться службой доставки CDEK, имеющей сайт cdek.by, и сбрасывает страницу, копирующую страницу данного сайта. Но чтобы жертва не перешла по ссылке на официальную страницу этой службы, в адресной строке прописывает sdek.by или cdec.by, либо окончание by меняет на be или bi. Таким образом, ничего не просвещенный в этих нюансах продавец переходит на предлагаемую страницу, и, не замечая разницы, вводит там реквизиты своей карты, тем самым предоставляя их злоумышленнику для совершения хищения.

От подобных противоправных действий в 2020 году пострадало шесть жителей Копыльского района, сумма причиненного материального ущерба составила от 100 до 1000 рублей. Если рассмотреть содержание отправленных потерпевшим ссылок «https://bellpochta.be/order/BY422179041», «https://belpocshta.by/getpay.php?q=257981981»? «https://kufar.li/?106702130», в подчеркнутых местах мы видим, что в словах присутствуют лишние или замененные символы, из чего следует, что это ссылки фишинговых страниц.

Чтобы не стать жертвой киберпреступника рекомендуем соблюдать следующие правила:

-если вам написали в мессенджере, позвоните покупателю напрямую по номеру, отобразившемуся в мессенджере, поинтересуйтесь у ответившего абонента, отправлял ли он  вам сообщения в мессенджере и действительно ли он желает приобрести у вас вещь. Как выясняется  в ходе расследования уголовных дел, злоумышленник с помощью специальных программ подмены номеров использует через мессенджеры абонентские номера, владельцы которых никакого отношения к покупке и хищению денег не имеют.

-не переходите по отправляемым «покупателями» ссылкам, так как они могут вас привести на фишинговые страницы;

-если вы все-таки перешли по ссылке, обратите внимание на оформление страницы. Сравните ее с официальным сайтом. Попробуйте нажать на имеющие там картинки логотипов. На страницах подлинных страницах данные картинки являются ссылками на официальные сайты, а логотипы фишинговых страниц обычными картинками.

-никому не предоставляйте реквизиты и коды своих банковских карт, а также коды из смс-сообщений. Не убедившись в подлинности страницы, не вводите реквизиты в предлагаемые поля;

-для совершения оплат в Интернет-магазинах заведите отдельную карту, счет которой пополняйте суммой необходимой для совершения оплаты за товар.

Жительница Молодечно «подарила» кибермошенникам более 65 тысяч рублей

0

За час 52-летняя молодечненка лишилась всех своих сбережений, которые она копила много лет на покупку квартиры. Пропажу денег женщина обнаружила спустя три недели после телефонного разговора с лжесотрудником банка. За помощью в милицию она сообщив, что с её валютной карты исчезли сразу 26 тысяч долларов.

Выяснилось, что сотрудник «службы безопасности банка» с женщиной связался через Viber. Мошенник сообщил ей о подозрительных операциях и предложил усилить защиту банковской карты. Дабы у потерпевшей не возникло сомнений в законности махинаций, звонивший продиктовал её паспортные данные, чтобы сверить данные. Ничего не подозревая, женщина сообщила требуемую незнакомцем информацию: она назвала ему числовые коды из sms-сообщений. По словам мошенника, операции «по защите банковской карты» прошли успешно. После разговора доверчивая горожанка удалила контакт собеседника из мессенджера, безусловно, по рекомендации того же лжебанкира.

Афера открылась, когда женщина решила проверить состояние валютного счета и обратилась в банк. В финансовом учреждении ей ответили, что денежные средства отсутствуют. Тогда она поняла, что стала жертвой киберпреступников, собственноручно отдав им колоссальную сумму денег. По словам заявительницы, на карт-счёте она хранила порядка 26 тысяч долларов.

По оперативным данным, деньги со счёта злоумышленники выводили суммами от 1500 до 2300 белорусских рублей. В общей сложности через несколько десятков операций было списано чуть более 65 тысяч.

По данному факту следователями возбуждено уголовное дело.

Правоохранители напоминают, если Вам позвонили и представились сотрудником банка, сообщили о подозрительных операциях, просят назвать номер банковской карты или код из смс, а также пароли подтверждения, немедленно прервите разговор и обратитесь к консультанту банка. Будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников!

В Минской области участились случаи хищения денежных средств с банковских карт

0

Cледователями Минской области ежедневно возбуждаются уголовные деа о хищении денежных средств лицами, представлявшимися сотрудниками банков.

По информации следствия, злоумышленники в ходе телефонных разговоров, чаще всего с использованием мессенджеров Viber, Telegram, представляются сотрудниками банков и под различными предлогами узнают у граждан реквизиты их банковских пластиковых карточек.

Наиболее распространенный повод — якобы имевшее место списание денежных средств потерпевшего. Для отмены такой операции у владельца карт-счета просят сообщить номер карты, имя владельца, срок действия, код безопасности (cvv-код, размещенный на обратной стороне карты).

Получив нужную им информацию обманным путем, звонившие лица получают возможность проводить финансовые операции с банковской пластиковой карточкой потерпевшего.

Так, в середине декабря 2020 года 63-летней жительнице Дзержинского района по телефону позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником АСБ «Беларусбанк». Он сообщил, что по карт-счету женщины произошло списание денежных средств. Для того, чтобы отменить эту операцию, ей необходимо сообщить реквизиты банковской карты. Потерпевшая указала данные сведения, после чего у нее с карт-счета были похищены почти 1200 рублей.

Во всех случаях уголовные дела возбуждались по ст. 212 (хищение с использованием компьютерной техники) Уголовного кодекса Беларуси. Проводятся мероприятия, направленные на установление личностей злоумышленников.

Следователи УСК по Минской области в очередной раз обращают внимание граждан:

-не передавайте никому реквизиты своих банковских платежных карт;

-не сообщайте в мессенджерах (Viber, Telegram, Whatsapp) и по телефону данные реквизиты посторонним лицам;

-в случае подозрительных финансовых операций незамедлительно обратитесь в отделение банка;

-если с вами связалось лицо, которое представилось сотрудником банка, прекратите разговор и перезвоните в обслуживающий банк самостоятельно;

-при наличии приложения «интернет-банкинг» проверьте информацию о списании средств собственноручно (все операции с денежными средствами фиксируются в приложении);

-воспользуйтесь услугой банковских СМС-уведомлений, чтобы всегда знать, какие операции проводились с вашим счетом.

Чаще всего на такие уловки злоумышленников попадаются люди в возрасте, поэтому обязательно разъясните данные советы своим пожилым родственникам.

Официальный представитель УСК по Минской области

12 жителей Копыльского района стали жертвами вишинга

В последнее время на территории республики широко распространился такой вид преступления как вишинг (вид телефонного мошенничества, позволяющий получить у клиентов банков конфиденциальную информацию — номера банковских платежных карточек, логины и пароли и т.д., результатом которого становится хищение всех денежных средств с карт-счета). На территории Копыльского района за последние три месяца жертвами вишинга стали 12 человек, материальный ущерб в общей сумме составил 6573 рубля, в среднем на одного человека составляет 547 рублей.

Злоумышленники используют следующую схему:

Осуществляют звонки на мобильный телефон клиентам банков, в том числе посредством мессенджеров. При этом номера определяются как зарубежные, либо подписаны названием банка, которым пользуется клиент.

Представляются сотрудниками служб безопасности банков, работниками органов по борьбе с мошенничеством, сотрудниками Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Сообщают, что в данный момент с карточки клиента пытаются перевести, похитить денежные средства, либо происходит подозрительная активность на карт-счете.

Далее сообщают, что для предотвращения мошеннических действий клиенту необходимо сообщить данные о том, клиентом какого банка он является, а также уточняют примерный остаток по счету, утверждая, что вся эта информация будет направлена в нужный банк.

Через некоторое время клиенту поступает звонок с подменного номера якобы от имени банка, в котором открыт карточный счет. Злоумышленники уточняют ФИО, идентификационный номер паспорта, номер карточки полностью. Сообщают, что есть короткий интервал времени для приостановления операции и просят передать им все коды, которые будут поступать на телефонный номер клиента.

Таким образом, потерпевшие сами предоставляют злоумышленнику доступ к своему карт-счету, в результате чего с него похищаются все деньги.

Учитывая изложенное, Копыльский РОВД предупреждает:

Помните: сотрудник банка уже знает все необходимые данные, поэтому ни в коем случае нельзя сообщать кому-либо реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа из СМС-сообщений, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.

При получении подозрительного звонка необходимо проявить бдительность и не поддаваться на предложения сообщить информацию о реквизитах карточки, прекратить разговор и проверить информацию, позвонив на короткий номер, указанный на обороте банковской карты.

Если мошенникам все же удалось получить сведения о реквизитах вашей карточки, для предупреждения кражи средств Вам необходимо как можно скорее заблокировать карточку! Это можно сделать с помощью звонка на короткий номер Контакт-центра банка 136 или самостоятельно в Интернет-банкинге / мобильном приложении, а также посредством звонка по номеру +375 (17) 299 25 26 (Служба сервиса клиентов ОАО «Банковский процессинговый центр», круглосуточно).

Распространите эту информацию среди своих родных, знакомых и друзей, коллег по работе, тем самым они обезопасят себя от посягательств на свои денежные средства.

Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают фиксировать случаи мошенничества и вымогательства в сети интернет.

В текущем году двое жителей Копыльского района стали жертвами мошеннических действий в сети интернет. В обоих случаях имел место несанкционированный доступ к аккаунтам пользователей социальной сети «ВКонтакте». В ходе переписок с потерпевшими злоумышленники, выдавая себя за знакомых, под различными благовидными предлогами (к примеру, одолжить денег на несколько дней с обязательством последующего возврата) вынуждали ничего не подозревавших потерпевших перевести им на банковские платежные карты необходимые суммы денег. При этом для подтверждения реальности злоумышленники предоставляли отредактированные в графических редакторах фотоизображения банковских карт, на которых были указаны данные владельцев, от имени которых велись переписки. Ни в одном из случаев потерпевшие в личности собеседников посредством телефонного звонка либо иным контактным образом не удостоверялись.

Кроме названного выше способа хищений следует выделить и ряд других наиболее распространенных способов мошеннических действий.

Наиболее распространенным способом совершения указанных преступлений остается завладение денежными средствами потерпевших, поступающими в счет оплаты товаров и различного рода услуг (сдача квартир внаем, приобретение товаров, выполнение курсовых работ и т.п.), предложение о реализации которых размещено на интернет-ресурсах.  После заказа товара или услуги и их полной или частичной оплаты  потерпевшие товар (услугу) не получают вообще, а связь со злоумышленником теряется.

Актуальными остаются случаи мошенничества в сфере банковских услуг. Преступник якобы от имени представителя банка осуществляет звонок гражданину и сообщает, что злоумышленник пытается снять денежные средства с его счета, и для предотвращения этого просит назвать номер банковской карты пользователя и цифры, расположенные на оборотной стороне банковской карты. При этом для убедительности злоумышленник сообщает, что информация будет записана специальным устройством-роботом после звукового сигнала. Также на номер потерпевшего приходят СМС-сообщения с кодами, которые якобы необходимо сообщить для отмены операции снятия денежных средств, и информацией о предостережении от предоставления информации третьим лицам. Звонки, как правило, осуществляются с абонентских номеров операторов сотовой связи, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Злоумышленники используют программы подмены номера и при этом находятся на территории иностранного государства. После того,  как потерпевший сообщает идентификационные данные банковской карты, осуществляется несанкционированный доступ к его счету и снимаются денежные средства.

В последнее время также участились случаи завладения деньгами путем введения в заблуждение граждан о получении прибыли на различных игровых платформах (азартные игры), когда потерпевший якобы получает прибыль и для вывода (получения) денежных средств ему предлагается оплатить налог или комиссию. Соответственно, после произведенной оплаты денежные средства в адрес потерпевшего не поступают, а мошенники под предлогом того, что счета компании арестованы и для их получения требуются дополнительные средства, продолжают выманивать деньги.

Популярным видом преступлений в сети интернет остается вымогательство, когда потерпевшие с использованием мобильных устройств или персональных компьютеров осуществляли выход в сеть интернет, посещали сайты социальной сети «ВКонтакте» или международных сервисов знакомств, где знакомились с девушками. Знакомство происходило по инициативе девушки, либо она первой присылала личное сообщение, ставила оценку профилю потерпевшего, после чего он начинал общение с ней. После непродолжительного общения на вышеуказанных интернет-площадках от девушки поступало предложение начать общение в интернет-мессенджере «Skype». Далее девушка предлагала молодому человеку заняться «виртингом» – так называемым «виртуальным сексом» (различные эротические действия перед веб-камерами смотрящих друг на друга лиц). В процессе «виртинга» видеотрансляция обрывалась и потерпевшим поступали текстовые сообщения, в которых неустановленное лицо сообщало, что все действия потерпевшего зафиксированы на видео, после чего начинался шантаж: предъявлялись требования о перечислении денежных средств (как правило, на электронные кошельки какой-либо международной платежной системы) под угрозой распространения интимной видеозаписи среди знакомых в социальных сетях.

Чтобы не стать жертвой преступников, не доверяйте незнакомым людям и избегайте общения с подозрительными собеседниками, а также не предоставляйте доступ к своим аккаунтам и персональным данным неизвестным лицам; не храните конфиденциальную информацию в свободном доступе; при получении сообщения с просьбой перевести денежные средства перепроверьте данную информацию, позвонив своему знакомому; при осуществлении звонка в ваш адрес со стороны якобы работника банка не предоставляйте ему конфиденциальную информацию, а сами связывайтесь с работниками банка по имеющимся контактным номерам на банковской карте или по номерам, указанным на официальном сайте банка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.