ЛЕТО
Наблюдения за живой природой
Наблюдения за растениями
Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2-3, а старшие 3-4 цветка. Формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться ей. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без нужды.
Овощи, фрукты, ягоды. Закрепить представления детей о плодах и ягодах, их названия; показать характерные признаки (цвет, форма, размер, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды. Младшие дети называют 2-3 плода, знают названия двух видов ягод, старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают 3-4 названия овощей и фруктов, 2-3 вида ягод. Сравнивают плоды и ягоды по размеру (большие, мелкие).
Листья. Рассматривать с детьми листья разных деревьев, показать, что оно разное по форме и размеру. Младшие дети уточняют форму и величину листа, старшие определяют: узкий, широкий листок.
Куст, дерево. Учить детей различать куст и дерево, берёзу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.
Наблюдения за животными
Козлёнок, телёнок. Продолжать знакомить детей с животными. Закреплять их представления, какую детвору получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дети имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: четыре ноги с копытами, два уха, два глаза, шерсть, зубы.
Наблюдения за птицами
Курица, петух, гусь, утка. Закрепить представления детей о домашней пицце (смотри разделы «Осень», «Весна»). С младшими детьми уточнить, как называется птица, цвет его оперенья, как он «разговаривает», как зовут птенцов. Старшие дети отвечают, кто из птиц плавает, кого, как подзывают люди. Рассказать о том, как люди заботятся о домашней птице.
Наблюдения за рыбой
Организовать наблюдения за рыбой, пойманной рыбаками в водоёме. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы. Старшие узнают: рыба живёт в воде, плавает; запоминают место пребывания, отличительные черты строения тела, корм.
Наблюдения за лягушкой
Рассказать о лягушках, формируя правильное отношение: не бояться и не обижать. Младшие дети имитируют движения лягушки. Старшие узнают о местах обитания, о корме.
Наблюдение за насекомыми
Бабочка. Любоваться ею вместе с детьми, рассматривая строение тела с помощью лупы. Сформировать понятие «хрупкая бабочка», бабочка – «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик. Слушать с детьми песенку кузнечика, наблюдать, как он прыгает и прячется в траве. Вызвать доброжелательное отношение к этому существу.
Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассмотреть ножки – паутинки, трещинку на спине, крылья. Формировать желание любоваться, оберегать живых существ, не причинять им вред.
Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ: бегает, прыгает, скачет, летает, плавает; лакает, грызёт, жуёт, клюёт, пьёт; как «разговаривает», как зовут взрослых и молодых особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, которые обозначают характерные признаки и особенности поведения живых существ, выделяет различия между животными и птицами.
Наблюдение за неживой природой
Сезонные и погодные явления. Показать детям и уточнить: погожий денёк, летний дождь. Связать сезонные условия с лёгкой одеждой детей. Проводить разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями; сформировать представление о лете, его характерных признаках. Показать красивое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.
Вода, песок, глина, камни, ракушки. Расширять и уточнять представления детей о свойствах этих природных материалов (смотри раздел «Осень») в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение за трудом взрослого
Включать детей в исполнение трудовых действий воспитателя; побуждать брать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.
Целевые прогулки
В летнее время года целеобразно проводить целевые прогулки в парк, к водоёму, в лесополосу. Тут дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие дети узнают названия 1-2, а старшие – 3-4 цветов. Дети могут встретить ёжика, лягушку, увидеть гриб, наблюдать за насекомыми. Всё это воспитывает чувство прекрасного, любовь к родной природе.