Прогулка " Лесная аптека"
Действующие лица: медведь, два ежа, сорока, барсук, две белки, зайчиха, зайчонок, стрекоза, лиса (роли исполняют дети)
Василиса, Кикимора – взрослые.
Мероприятие проходит на игровой площадке, которая оформлена как лесная поляна. Звучат голоса леса, пение птиц.
Из-за дерева появляется Василиса (ведущая)
Василиса: Здравствуй, ребята! Посмотрите, как красиво вокруг! Какая чудесная лесная поляна! Как я люблю наш родной лес! Чего там только нет: зеленые деревья, сладкие ягоды, душистые цветы! А сколько разных насекомых и зверей! Настоящая волшебная страна! Давайте заглянем в неё. Только будем внимательны и осторожны. Если уметь слушать голоса леса, тогда можно узнать много интересного.
Василиса вступает на тропинку. Дети-деревца встают возле тропинки.
Орешник: Средь осинок и рябинок я – орешник молодой.
Не гляди, что тонок, гибок, обеспечу всех едой!
Мои вкусные орешки – для зверей, для птиц, для вас.
Собирайте их без спешки – будет на зиму запас!
Дубок: Я – дубок совсем зеленый, листья – кромочкой-волной.
Может быть, любуясь кроной, ты присядешь подо мной?
Помечтаем мы с тобою о планете голубой,
Чтоб счастливою судьбою, человек здесь жил любой.
Сосна: Мы несём здоровье людям, мы целебней всех лекарств!
Вам друзьями вечно будем, только можно без проказ?
Берегите нас, цените, не ломайте, зря не жгите.
Словно любящим друзьям, мы помашем веткой вам!
Звучит легкая музыка, « деревья» исполняют короткий танец-импровизацию, садятся на места.
Василиса: Идем дальше. Какая красивая поляна!
Выходит Ландыш (ребенок)
А что это за цветок, посмотрите.
Ландыш: Я – ландыш серебристый, застенчивый цветок.
Расту в глуши тенистой, цвести мне в мае срок.
На длинной тонкой ножке бубенчики висят,
Нагнись к ним осторожно, вдохни их аромат.
Ребенок: Колокольчик поклонился беленькой ромашке,
Лютик рядом засветился в солнечной рубашке.
Василек в короне синей вышел на поляну,
До чего цветы красивы – рвать я их не стану!
Ребенок: Зеленые травинки, а сколько их, не счесть!
Пушистая перинка, как хочется присесть!
Росинками сверкая, играет с ветерком,
А чистая какая, пройдусь-ка босиком!
Дети садятся на заранее приготовленные места.
Василиса: А не устроить ли нам представление, всем на удивление!
Артистов у нас полно, и сыграть им спектакль – легко!
Вы, ребята, не теряйтесь, поскорее наряжайтесь!
Под веселую музыку звери занимаются лесными делами: белки кружатся, зайчиха с зайчонком прогуливаются, ёж подметает, медведь на скамеечке сидит и т.д. Влетает сорока.
Сорока: Внимание! Внимание! Уважаемые жители!
Последние известия услышать не хотите ли?
Барсук аптеку открывает и всех зверей к себе сзывает.
Для покупателей милейших там выбор будет богатейший.
Цены – очень соблазнительные, скидки просто удивительные!
Спешите скорее туда, в аптеку дядюшки барсука!
Звери расходятся. Слышится голос барсука. Барсук открывает аптеку.
Барсук: Господа! Господа! Попрошу всех сюда!
Поскорее проходите, повнимательней смотрите!
Есть травы лесные, хвосты запасные,
Настойки полезные и зубы железные.
Веселей налетайте и покупайте, покупайте!
Василиса: Настал торжественный момент:
В дверях появился первый клиент!
Михайло Потапыч пожаловал.
Медведь: У бобра был я в гостях, простудился – просто страх!
Нужно срочно мне согреться, может чем-то натереться?
Барсук: От простудных болезней веник березовый всего полезней!
Жарче баньку натопи, веничек с собой возьми –
Завтра, как огурчик будешь, про болезни позабудешь.
Медведь получает веник и уходит.
Василиса: Две красотки прискакали, рыжих белок вы узнали?
Выбегают белочки.
1-я белочка: Были мы в салоне красоты, завивали там себе усы.
2-я белочка: Носики мы феном обожгли и за мазью к вам пришли.
Барсук: Знаю я с детства отличное средство!
Облепиху здесь купите, аккуратно нос натрите.
Три минуты подождите и салфеткой промокните.
Белочки получают средство и убегают.
Василиса: А вот бежит сама лисичка, заплетает след в косички.
Лиса: От диеты новомодной моя шкурка тает.
И поправиться к зиме мне не помешает.
Барсук: Вот кедровые орешки, ешьте каждый день без спешки.
Лисичка получает орешки и убегает.
Василиса: Заходит мама с ребенком, зайчиха с маленьким зайчонком.
Зайчиха: Мой сынок взорвал хлопушку - у него повисло ушко.
Раньше он резвился как жеребенок, а теперь не слышит ребенок.
Вот смотрите!
Зайчиха гладит зайчонка по головке, ласково приговаривая:
Мой зайка-попрыгайка!
Зайчонок: Я тебе не майка!
Зайчиха: Ты мое длинное ушко!
Зайчонок: Я тебе не пушка!
Зайчиха: (всхлипывая) Помогите скорее! Дайте что-нибудь быстрее!
Барсук: Вот настойка из травок, возьмите. На ночь к уху приложите.
Зайчиха с зайчонком уходят.
Василиса: Тут стрекоза в очередь встала. Стояла, стояла.
Да в обморок упала!
Вскрикнув, стрекоза падает на скамеечку.
Василиса: Эй, санитары, сюда бегите,
Стрекозу в больницу скорее несите!
Под живую музыку выбегают два ежа – санитары с носилками.
Санитары проверяют пульс, прислушиваются к дыханию.
1-й Еж: Так! Все ясно! Лето красное пропела, витаминов не поела.
Отнесем ее к доктору срочно, пусть витаминов поколет ей.
2-й Еж: Точно!
Санитары берут стрекозу за руки и ноги.
Стрекоза: (очнувшись) В больницу? Уколы? Ну, что вы, нет, нет!
Съем-ка я лучше побольше конфет!
Еж: Нет! Из брусники сироп покупайте и каждый день принимайте!
Василиса: Больная сироп покупает, тут же его выпивает.
Стрекоза покупает сироп, выпивает его.
И от радости она свою песню завела.
Стрекоза весело пляшет, напевая веселую мелодию.
Василиса: В лесу уж вечер наступает.
Барсук аптеку закрывает, в кассе денежки считает.
Вдруг, откуда ни возьмись, Кикимора болотная явись!
Появляется Кикимора. Деловито осматривает аптеку.
Кикимора: Что я вижу? Бизнес здесь? Разрешите мне присесть!
Здесь торговля процветает и меня вам не хватает!
Банки, склянки, мед, горчица…
И зачем вам всем лечиться? Мой совет:
Съедать с утра три большущих комара.
Будешь целый век здоров, и не нужно докторов!
Василиса: Только вымолвить успела, вдруг согнулась, окривела!
Кикимора согнулась от воображаемой боли.
Кашель сильный появился, правый глаз вдруг покосился!
Кикимора кашляет и косит правым глазом.
Заломилась вдруг рука, зачесалась вдруг нога.
Кикимора выполняет движения по тексту.
В общем, тут пиши «пропало», наша гостья захворала.
Кикимора: Ой, болею, помогите! Доктора мне позовите!
Помираю, мочи нет. Шлю прощальный вам привет!
Кикимора стонет и ложится на скамейку, изображая больную.
Василиса: Ребята, что же нам делать? Как будем лечить Кикимору?
Подскажите!
Дети предлагают напоить Кикимору теплым чаем с медом, заварить целебную траву, укрыть одеялом, померить температуру, поставить горчичники…
Василиса: Ну, что ж, прошу к делу приступить,
Будем Кикимору лечить.
Ставят Кикиморе градусник, делают массаж, укрывают одеялом…
Кикимора: Ура! Свершилось чудо! Больше я болеть не буду!
Стала я стократ сильнее и немного здоровее.
Всё! Обещание даю здесь:
Буду мед и клюкву есть, травки пить и к доктору ходить.
Да я могу аптеку всю скупить!
Василиса: Ну, раз пошли дела такие, устроим танцы заводные.
Кикимора приглашает всех детей на веселый танец.
Танец «Давайте все делать, как я!»
Кикимора показывает движения детям, выполняя хлопки, притопы, прыжки и т.д. Дети повторяют за ней все движения.
Кикимора: Я скрывать от вас не буду – у меня в корзинке чудо!
Свою корзинку я возьму и всех ребяток угощу.
Берет корзинку.
Вот здесь, ребятки, у меня для вас подарки.
Василиса: Вот и закончен наш спектакль,
Ждите от нас и других представлений.
Представляю нашу уникальную группу,
Настоящую театральную труппу!
Все участники представления выходят и кланяются зрителям.
До свидания, до новых встреч!
Литература:
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М. 2002.
- Любочкина Т. «Лесная аптека».\ Музыкальный руководитель №5 2006.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск, 1997.
Прогулка на мини-водоём ( искусственный)
Цель: познакомить детей с растительным и животным миром малого водоёма; продолжить формирование у детей умения проводить простейшие наблюдения за природой; продолжить воспитание основ экологической культуры.
Оборудование: коробочка для жуков, старая книга для сбора и засушки растений, фотоаппарат.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами к пруду. Я надеюсь, что вы будете себя вести организованно и дружно, внимательно слушать, запоминать и учиться понимать природу. В путь мы с собой возьмём коробочки для жуков, старую книгу для сбора и засушки растений, а также фотоаппарат. Итак, в путь!
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, растения пруда.
Дети: Камыш, цветы кувшинки, калужницы, тростник, ряска, осока.
Воспитатель: А как же они произрастают?
Дети: Они растут по ярусам.
Воспитатель: Правильно, они растут по ярусам, растения с высоким стеблем образовали первый ярус, во втором ярусе растения со стелющимися стеблями и не такие высокие. Третий ярус образуют мхи.
(наблюдение за растениями, пополнение книги для сбора и засушки растений)
Воспитатель: Ребята, назовите животных, которые обитают в водоёме и его окрестностях.
Дети: Жук-плавунец, водомерки, прудовики, рыбы, ужи, лягушки. Над водой летают стрекозы, бабочки, комары.
ЗАГАДКИ:
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит – распевает,
Сидит – кусает.
Кто его убьёт
Свою кровь прольёт. ( комар)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. ( бабочки)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)
(наблюдение за насекомыми у пруда: комар, стрекоза)
Воспитатель: Из каких частей состоит тело стрекозы, комара?
Дети: Голова, грудь, брюшко.
Воспитатель: Посмотрите, а что ещё есть у этих насекомых?
Дети: На голове – пара усиков, служащих для осязания и обоняния, одна пара глаз, три пары членистых ног, прикреплённых к груди, крылышки.
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни этих насекомых весной?
Дети: Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.
Воспитатель: Где живут комары и стрекозы? Как они передвигаются?
Дети: В саду, на дереве, у водоёма. Они летают высоко от земли.
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни этих насекомых осенью?
Дети: Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.
Воспитатель: Есть ли у комаров уши?
Дети: Есть, они находятся в усах.
Воспитатель: Почему комаров называют вредными насекомыми?
Дети: Они разносчики опасных болезней.
Воспитатель: Ребята, оглянитесь как вокруг красиво и тихо! Подумайте, чем ещё можно заниматься у пруда?
Дети: Можно отдыхать, играть, любоваться природой, слушать доносящиеся звуки.
Воспитатель: Как нужно вести себя в таких местах?(показывает знаки)
Дети: Не шуметь, не сорить, не бросать в воду камни, не подходить близко к воде без разрешения взрослых.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «Аист и лягушата», «Успей поймать».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Сделать домик из травы для лягушки, раскрашивание камешек, изготовление панно.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что вам понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?
- Что нового вы узнали?
- Какие игры вам были интересны?
Литература:
- Рылушкин В.И. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми. – Мозырь, 2006
- Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб 2008.
- Я и мир вокруг меня: Сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада \ Л.Н. Варфоломеева и др.. – Мозырь, 2001
Прогулка на мини-огород
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Задачи: формировать у детей впечатления об уборке урожая; развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь, память.
Материал: корзина, шапочки-маски с изображением овощей, предметные картинки.
Ход прогулки:
Воспитатель с детьми приходит на огород.
Ну ка, весь честной народ, -
Выходи на огород.
Потрудись, собери
Нашей осени дары.
Чтоб зимою в щи
Были овощи.
- Ребята, по каким признакам можно определить пору года? А вам нравиться осень или нет? Почему? (ответы детей)
- Много работы у людей осенью. В саду срывают с веток румяные спелые яблоки, с полей и огородов убирают урожай овощей. Отгадайте загадки, что растет на нашей грядке?
Загадки: Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка. (капуста)
Круглая да гладкая,
Откусишь – сладкая,
Засела крепко на грядке… (репка)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с пролей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная … (Картошка)
Заставит плакать вех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук)
На грядке длинный и зеленый,
В кадушке желтый и саленный. (огурец)
Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную… (морковку)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус…
Узнали вы?
Я … (свёкла)
Загляделся весь наш двор:
- Ах, красавец…(помидор)
Вот зеленый толстячек –
Крупный, гладкий… (кабачок)
И красавец великан
Темно-синий … (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Игра: «Вершки и корешки»
Цель: учить быть внимательными, закреплять знания об овощах.
А как овощи растут? (ответ детей). Я буду называть овощи, а выбудете делать движения руками: если овощ растет в земле, опускайте кисти рук вниз, а если над землей – поднимайте вверх. (морковь, капуста, свекла, картофель, огурцы, кабачки, репа, томат, баклажан)
Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
- Для здоровья особенно полезны свежие овощи. В них очень много необходимых нашему организму витаминов. Давайте отберем те овощи, которые можно есть в сыром виде.
- У овощей пять помощников: почва – кормит, дождь – поит, солнце – дает свет и тепло, птицы – склевывают насекомых, люди – ухаживают, поливают, пропалывают сорняки, рыхлят землю. Давайте покажем как.
Трудовая деятельность: Пойдем с тобою в огород –
Немало там у нас забот.
Возьмем лопаты,
Тяпки, взрыхлим, прополем грядки.
Потом польем из лейки
И сядем на скамейки.
Уборка урожая.
Игра: «Огородник» цель: развивать диалогическую речь, слуховое внимание; выполнять движения по тексту.
Литература:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М., 2005
Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю. Современные подходы к образовательному процессу. – Мн., 2009
Познаем окружающий мир \ Н.В.Зайцева. – Мн., 2006
<font face="Times New Roman, serif">Прогулка " Сельский дворик"</font>
Задачы: пазнаеміць дзяцей з выглядам сялянскай хаты, рэчамі, якій знаходзяцца ў ей; даць веды аб тым, для чаго яны патрэбны (абрус, посцілка, ручнік). Пазнаеміць з тканымі і вышыванымі вырабамі, звярнуць увагу на характэрныя асаблівасці арнаменту.
Ход прагулкі.
- Сення мы звамі адправімся ў невялікае падарожжа. А падарожжа ў нас будзе незвычайнае. Мы паспрабуем вярнуцца ў мінулае і апынуцца ў старадаўняй беларускай хаце. (дзеці разам з выхавацелям ідуць на беларускі дворык. Яны праходзяць пад навес “сялянскую хату”. Падходзяць да стала, які засланы прыгожым абрусам. Звяртаюць увагу на характэрныя асаблівасці арнаменту. )
- Дзеці для чаго патрэбны абрус? (накрываць стол.)
- З якога матэрыялу зроблены абрус? (Льна)
Выхавацель прапануе дзецям разглядзець і беларускае нацыянальнае адзенне, ручнікі, посцілкі. Вызначаюць іх назначэнне, з чаго яны вырабляны. Потым выхавацель паказвае дзецям пасму лену.
- Ці ведаеце вы, што гэта? (лен)
Загадка Урадзіўся ен высокі
Шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавек…
Здагадайцеся хто ен? (лен)
- Памацайце які ен навобмацак. (мяккі, як шоўк, як валасы).
- З лену ткалі палатно і шылі адзенне, абрусы, ручнікі. Усе гэта упрыгожвалі вышыўкай. Для упрыгожвання адзення,ручнікоў, посцілак, выкарыстоўваўся геаметрычны і раслінны арнамент (паказвае вырабы з гэтымі відамі арнаменту)
- Геаметрычны – гэта прамыя і ломаныя лініі, крыжыкі, клеткі, квадраты, ромбы. Раслінны – лісты, ягады, каласы, васількі, кветкі льну.
Дзеці разглядваюць беларускае нацыянальнае адзенне.
Верш На абрусах і сурветках
Палынаюць руж букеты.
Тут і пеўні, тут і гусі…
Вышывала іх бабуся,
- Чараўніца наша бабка! –
Аж здзіўляецца Агатка,-
Вазьмі ў рукі палатно,
Ажывае ўраз яно.
Доўгімі зімовымі вечарамі сялянне збіраліся ў адной хаце і працавалі (ткалі, пралі, церлі лен, вышывалі, шылі...). а каб было твесялей расказвалі цікавыя гісторыі, казкі, наймалі музыку, які граў а яны танцавалі і спявалі песні.Таксама нашы продкі любілі гуляць у гульні. Зараз і мы з вамі пагуляем у беларускую народную гульню.
Гульня “Мышка”
Мэта: Выхоўваць у дзяцей уважлівасць, назіральнасць.
Літататура:
- Жалняровіч Н.І. хутка ў нашай хаце свята: знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі. – Мазыр, 2009
- Кавалеўская Г.М. Выхаванне самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору. – Мазыр, 2009
- Наш край беларускі: дапаможнік для выхавальнікаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі. \ склад. Шаблоўская Т.А.– Мазыр, 2006
Прогулка " Метеоплощадка"
Цель: формировать элементарные представления об атмосферных явлениях природы - ветре; помочь детям понять, что ветер образуется в результате перемещения воздуха; познакомить с приборами для измерения силы, скорости и направления ветра (ветряной рукав, флюгер, вертушка); развивать познавательно-практическую деятельность детей.
Оборудование: ветряной рукав, флюгер, вертушки (по количеству детей), надувной бассейн с водой, пластмассовая ванночка, парус к ней.
Ход прогулки
Воспитатель (В.): Для того, чтобы понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня, нужно отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух, которым мы дышим. В природе перемещение воздуха с одного места на другое называется ветром. Проще говоря, ветер - это движущийся воздух.
А как выглядит ветер? (Ответы детей)
Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали,
Какой он на вид.
Всё это о ветре
Я вам говорю.
Как ветер увидеть,
Я вас научу.
Ветер невидим. Но всё же «увидеть» его можно.
Скажите, что происходит на улице, когда дует ветер? (Качаются деревья, летят листья и т.д.) Значит, увидеть ветер мы можем по качающимся деревьям, по летящим листьям и пыли. Таким мы видим сильный ветер. А как мы видим маленький, лёгкий ветерок? (По качающимся травинкам, шевелящимся листочкам)
Как вы думаете, может ли ветер двигать другие предметы? (Ответы детей)
Давайте проведем эксперимент.
Воспитатель запускает в надувной бассейн с водой пластмассовую ванночку.
В.: Попробуйте заставить её поплыть.
Дети дуют на ванночку.
В.: Что можно придумать, чтобы наша ванночка-лодка плыла быстрее? (Прикрепить к ней парус)
Воспитатель прикрепляет парус к ванночке.
В.: А теперь подуйте.
Дети дуют.
Почему с парусом ванночка лодка плывёт быстрее? (На парус попадает больше воздуха)
Как вы уже поняли, ветер имеет силу. Чтобы определять её, человек придумал специальные приспособления.
Посмотрите на этот прибор. (Воспитатель демонстрирует ветряной рукав) Это ветряной рукав. Если рукав поднят горизонтально и полностью надут, значит ветер достаточно сильный. Смотрите внимательно: ветряной рукав сегодня то опускается, обвисает, то поднимается, надувается. Значит, какой сегодня ветер? (Непостоянный, порывистый)
А что значит повисший, неподвижный рукав? (Ветра нет)
На нашей метеоплощадке есть ещё одно приспособление, которое поможет нам «увидеть» ветер. Это вертушка или флюгер. С его помощью измеряют не только силу ветра, но и его направление. Чем сильнее ветер, тем быстрее вертятся лопасти у флюгера. А повёрнут флюгер в ту сторону, в какую дует ветер.
Воспитатель раздаёт детям самодельные вертушки, сделаннысовместно накануне.
В.: Поднимите свои вертушки вверх. Посмотрите, как они крутятся. Что заставляет их крутиться? (Ветер)
Ветер попадает на лопасти, которые повёрнуты к нему под углом, и заставляет вертушки крутиться. По такой же схеме построен и наш флюгер-вертушка. Чем сильнее ветер, тем быстрее будет крутиться наш флюгер и ваши вертушки.
А давайте сейчас представим, что мы - деревья. Встаньте ровно, спинки прямые, руки поднимите вверх. Вначале подул слабый ветер и закачал верхушки деревьев (дети качают только кистями рук), потом сильнее и сильнее, стал сильно качать деревья (дети качают руками). И тут налетел сильный ураган, стал ещё сильнее качать деревья, с корнями вырвать хочет (дети качаются всем телом). Утихает ветер (движения повторяются), всё тише, слабее…
Литература:
- Прошкина И.В. Планированиен наблюдений на прогулке в детском саду. Мозырь, 2007
- Я и мир вокруг меня: сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада.\ Л.Н.Варфоломеева и др.; под ред.Е.Н.Красило. – Мозырь, 2001